102,57 $
107,42 €
Популярный материал
Когда люди впервые пришли сюда помолиться, окрестности источника ещё не были столь благодатным уголком. В первой половине прошлого века здесь жили и часто умирали заключённые одного из самых страшных сибирских лагерей. Наравне с уголовниками в четвёртом особом лагерном пункте выжигали известь и дробили щебень бывшие кулаки и осуждённые за инакомыслие - политические или религиозные взгляды.
Антон Лучанский, корреспондент: «У экспозиции есть ещё и очень мрачная часть: реконструкция барачной камеры с нарами, на которых лежат манекены, буржуйкой, нехитрой посудой, вещами, обязательными портретами вождей. Но, по замыслу авторов экспозиции, из этих мрачных застенков наблюдатель выходит к свету - к иконе Божьей Матери "Державная"».
По правую и левую руку от иконы Богородицы - новомученики Николай Ермолов и Иннокентий Кикин, при жизни - священнослужители. О подвиге веры стало известно из рассекреченных документов госбезопасности. Оба были арестованы и расстреляны в 37-м году по обвинению в контрреволюционной деятельности. Судя по протоколам допросов, от своих убеждений не отреклись и никого не оговорили.
Игорь Затолокин, руководитель проекта Новосибирской митрополии «Сохраним наследие», протоиерей: «…получилась вот такая уловка: Конституция 1936 года провозглашала равноправие людей и духовенство, во многом, попалось на эту уловку. Они стали говорить, что надо открывать храмы, у нас есть такая замечательная Конституция, и многие поплатились».
В экспозиции есть необычные истории обычных людей. Например, Пётр Занин: прошёл Бухенвальд, войну, лагерь в Ложке и - выжил. Или братья Ломиворотовы: один из них отбывал наказание в Ложке, другой охранял заключённых. По убеждению создателей выставки, помнить необходимо всех: забвение гуманитарных катастроф такого масштаба пагубно для человеческой нравственности.
Игорь Затолокин, руководитель проекта Новосибирской митрополии «Сохраним наследие», протоиерей: «Родственники, подчас, не знали о том, что их предки находились в лагерях, и только недавно об этом услышали: всё это скрывалось».
Сегодня на вооружении у музейщиков есть современные технологии: документы и фотографии объединяют в виртуальную экспозицию. Если кто-то из телезрителей готов поделиться информацией о своих репрессированных родственниках, здесь их примут и выслушают.
Читать далее