102,57 $
107,42 €
Популярный материал
В самом стабильном до этого момента секторе сельской экономики – обвал: с конца зимы цена на цельное натуральное молоко в Новосибирской области упала на треть и всё еще снижается. Что думают об этом селяне и власти? Ольга Салангина побывала в нескольких хозяйствах региона, сверила цены, выслушала мнения.
Колхоз «Наша Родина» – еще с советских времен, хозяйство выжило в самые тяжелые годы перестройки и вполне уверенно держалось на плаву все эти годы. В прошлом году, когда цены на зерно рухнули, здесь одними из первых приняли решение снизить расходы на перевозку, сушку и подработку зерна на элеваторы, построили свою зерносушилку – прямо в деревне. Однако, кажется, усилия впустую: в этом году хозяйство настиг новый удар – резкое снижение цен на молоко, на основной продукт, на продаже которого выживали.
Ольга Салангина, корреспондент: «Переработчики, которые регулярно закупали молоко в этом хозяйстве, по сравнению с прошлым годом, снизили цену уже на 6 рублей (с 22 до 16,5), причем цена на рынке на натуральное деревенское молоко продолжает падать».
1600 голов крупного рогатого скота, 500 коров дают молоко. Хозяйство – одно из самых стабильных в районе.
Александр Стрещенко, заместитель главы Куйбышевского района: «Сегодня мы посетили одно из самых успешных в молочном направлении хозяйств района. При их потенциале, при их возможностях и мощностях им на сегодняшний день очень тяжело выживать в сложившейся ситуации по цене на молоко. О других хозяйствах еще сложнее говорить, потому что там и объемы меньше, и возможности не такие, как здесь. Но мы думаем все-таки, что нужно увеличивать поголовье. Нужно не терять потенциал – самое главное, людской...»
С куйбышевскими производителями молока солидарны в Доволенском районе: затраты на производство натурального молока уже не окупаются. При такой цене – дохода ноль.
Алексей Лаврищев, главный ветеринарный врач хозяйства «Ярковское»: «Затраты, чтобы получить такое молоко – это затраты на ветпрепараты, на воспроизводство (сначала – чтобы получить теленка, потом – чтобы корова отелилась, потом – чтобы доилась)… Затраты большие. А порошок водичкой развели – молоко сухое – и всё, вы получили готовый молочный продукт».
Что обидно, говорят селяне, – стоимость молока на прилавках магазинов при резком снижении закупочных цен стабильно растет!
Сергей Михеев, руководитель хозяйства «Ярковское»: «Ваше молоко не нужно цельное, натуральное?» – «Не нужно» – «Какой вы видите выход?» – «Сократить молочное поголовье – значит, людям работу не дать. На это мы не имеем права. Значит, будем работать. Себе в убыток, но всё равно работаем».
Причиной обвала цен на молоко большинство экспертов считают завезенное на территорию России огромное количество сухого молока – дешевого и некачественного. Его везут из Польши, Украины, Уругвая и Новой Зеландии – при том, что в России есть и свой продукт. К примеру, Новосибирская область ежегодно производит свыше четырех тысяч тонн сухого молока. Еще две тысячи привозного – уже шесть.
Сельские производители уверены: переизбыток сухого молока для переработчиков – плюс: по сути, быстрое и дешевое производство молочных напитков. Только за первые два месяца 2018 года Белоруссия, на долю которой приходится более 70% всего импорта этого продукта в Россию, дважды снизила экспортные цены на сухое обезжиренное молоко, в итоге рынок откатился к ценам пятилетней давности. Отечественный продукт из-за такого демпинга остается на складах. Чтобы защитить российского производителя (а значит, и потребителя натурального продукта), в федеральном Минсельхозе предлагают создать единую компанию, через которую будут осуществляться поставки молочной продукции из Белоруссии, а также контроль качества и ценообразования. Однако эту идею в куйбышевском колхозе оценивают скептически: на складах – уже тонны дешевого импортного продукта. Как выйти из ситуации? Простого решения нет. В «Нашей Родине» готовятся к худшему. Если цены за лето стабилизировать не удастся, придется решиться на самый неприятный шаг...
Анатолий Якубин, руководитель колхоза «Наша Родина»: «Если цена на молоко не изменится, то к осени мы начнем вырезать коровушек. Хотели бы мы, не хотели бы, но нам нужно платить кредиты, лизинги, нам нужно людям зарплату платить, налоги – нас от налогов никто не освободил».
Читать далее