103,79 $
108,87 €
Популярный материал
В СМИ Новосибирской области все чаще попадают сообщения о подростковых самоубийствах. Буквально накануне социальные сети всколыхнул шокирующий инцидент — 12-летняя девочка покончила собой прямо в школе. Позже следователи пояснили — девочка покончила жизнь самоубийствомдома. Мать и отчим находились в соседней комнате. Теперь родственники, друзья и одноклассники погибшей девушки отправятся на допрос к следователям. По сообщениям СМИ, юная Елена (имя изменено-ред.) вечером, накануне трагедии, пришла домой нетрезвая, что вызвало недовольство родителей. Пишут, что в пылу ссоры женщина то ли стукнула, то ли толкнула дочь, отчего та ударилась. Эта ссора могла стать одной из причин самоубийства.
Другая 12-летняя девочка тоже решила покончить с собой после конфликта с родителями — ребенок выпал из окна, по предварительным данным, из-за ссоры с матерью. Что в точности было дальше — предстоит установить правоохранительным органам.
В Новосибирской области в январе-феврале 2016 года 98 новосибирцев покончили с жизнью самоубийством, более актуальных данных найти не удалось. В целом по России из каждых 100 тысяч детей в возрасте 10—14 лет 2−3 ребенка уходят из жизни, в группе подростков 15—19 лет таких уже 16 человек. Среднемировая величина почти в три раза ниже. Сибирь остается в числе регионов с проблемной суицидальной ситуацией — на 100 тысяч из жизни уходят 23 человека.
Современные подростки все чаще совершают шокирующие выходки, которые становятся причиной внимания СМИ. В число «засветившихся» попали и «хабаровские живодёрки», и псковские подростки, которые стреляли по полиции, а позже покончили с собой, и осужденный новосибирский убийца Марк Коньков.
«Вести» поговорили со специалистами и выяснили, что вообще происходит с поколением современных подростков, из-за чего отпрыски благополучных семей задумываются о суициде, как понять, что у ребенка проблемы, как влияют ли социальные сети.
Марина Маркатун, Заведующая Центром врачебной психотерапии и психологии: «Современные подростки приходят на консультации с разными вопросами. Часто приходят не сами, их приводят родители. Большая часть вопросов касается выстраивания отношений — с родителями, со сверстниками в классе, поведения в случае распада семьи и прочими. Могу отметить, что немногие молодые люди мотивированы на развитие отношений с людьми. Как ни странно, современных подростков отношения между людьми, как таковые, не интересуют. Общество не делает акцент на человеческих отношениях, не говорит о том, что надо учить и учиться общаться с другими. Определенная прослойка современных подростков имеет достаточно примитивные представления о живом общении. Причина - распространение виртуального общения. Оно проще и легче, ведь там можно замаскировать свое волнение, эмоции. Общество не говорит, что волноваться — это естественно, что все люди переживают эмоции. Никто не говорит подросткам, что у других тоже есть тревога, что они её преодолевают — или не могут преодолеть, что у людей есть скорбь, что людям надо сочувствовать в трудных ситуациях. Что ты сам тоже можешь рассчитывать на помощь других. Об этом никто не говорит. Человек становится человеком только в социуме. Но, никто не учит подростков общаться. Этим должны заниматься родители, но часто дети не их не видят — мама и папа или на работе, или ведут праздный образ жизни, например, пьют, и не занимаются воспитанием. Мало семейных традиций. В школе тоже не учат ни дружбе, ни взаимовыручке. Определенное влияние оказывают и некоторые произведения массовой культуры, где есть только секс и смена партнеров, но нет взаимодействия людей, нет примеров переживания взаимоотношений и выхода из кризиса. Люди развиваются только благодаря общению с другими. В последнее время все чаще встречаются дети, которые идут за удовольствиями и не знают, как получить приятные ощущения из общения, из занятий спортом и подобного. Их мозгу также надо испытывать положительные эмоции. Их находят в беспорядочном сексе, наркотиках, многочасовых „зависаниях“ в интернете. Погоня за „кайфом“ и признанием в „онлайне“ приводит к страшным поступкам — вспомните тех подростков, которые стреляли по полиции, а после покончили с собой. Подобных персонажей будет только больше, они будут убивать себя и друг друга. Их уже стало больше в разы».
Валентина Макашева, главный детский психиатр Новосибирской области: «Самоубийства на пустом месте не происходят. Среди причин в каждой конкретной ситуации могут быть личностные предрасполагающие факторы, особенности личности. Самоубийства могут быть спровоцированы неблагоприятными событиями в жизни ребенка — определенное неблагополучие в семье или социальном мире, социально-психологические или экономические факторы. Момент непосредственного самоубийства может быть спровоцирован каким-либо случайными событиями — ссорой, конфликтом, провоцирующим влиянием в школе или другим. Чаще всего — это комплекс причин. Суицид — признак неблагополучия психического здоровья не только индивидуального, но и признак неблагополучия психологического состояния людей на определенной территории. Общество должно принимать эффективные меры по профилактике самоубийств. В Новосибирской области такие меры принимаются».
Игорь Лях, психотерапевт: «Тот набор вызовов, с которым приходится справляться с подросткам, связан с тем, что их воспитывают родители, пережившие серьезные кризисы в 90-е годы. Многие дети — поздние. Их родители часто работают на двух работах, очень сильно завязаны на потребительские отношения, увлечены социальной жизнью. Все это приводит к тому, что дети двухтысячных бывают заброшены — предоставлены сами себе и интернету. И, оказавшись в ситуации отдаленности от родительских фигур, имеют большие противоречия в мировоззренческой модели и понимании, которые с возрастом усугубляются и приводят к трагическим последствиям. Возникает конфликт ценностей — ведь родители, чья молодость пришлась на девяностые годы, сами пережили кризис ценностей прошлого поколения. И собственную систему ценностей сформировали из ценностей потребительских — не по моральным и этическим понятия, а по понятиям качества потребления. У очень многих детей сформированы определенные иллюзии и заблуждения в системе ценностей. Для части детей популярность и успех могут оказаться более ценными, чем родственники и мнение окружающих о себе. Всплески иррациональной жестокости и иррациональных действий являются таковыми для поколения, которое смотрит на подростков „снаружи“. Если же оказаться „внутри“ этой модели — то подростки действуют согласно другим ориентирам, в глубинной системе ценностей произошел сдвиг. Самому большому риску подвергаются дети, воспитанные в модели „обусловленной любви“. Родители таких детей ведут „кадровую политику“ — дети не ощущают близости и доверительности со стороны своих родителей. В подростковом возрасте, если случается какой-то сбой в коммуникации с отпрыском, родители часто этого не замечают. Ведь внимание при воспитании уделяется некоторым количественным критериям — какие оценки получает ребенок ил как ведет себя. Качественные критерии оказались неудел. Дети, оторванные от родителей, в наибольшей группе риска. Россия - не первая страна, которая столкнулась с подобными проявлениями. разработаны четкие рекомендации для родителей. Прежде всего, стоит входить в более глубокий эмоциональный контакт с ребенком, стремиться проводить больше времени вместе, чтобы ребенок хоть в какой-то степени ощущал значение взрослого в своей жизни. Далее, в зависимости от ситуации, можно действовать по-разному. В какой-то ситуации помогают только жесткие дисциплинарные меры, где-то напротив — родителям для сохранения собственного авторитета лучше ослабить контроль и предоставить самостоятельность ребенку. Два года дети находятся в кризисной ситуации — надо определиться со множеством вопросов — кем быть, кого любить. Без адекватной помощи родителя многие ситуации оказываются для ребенка неразрешимыми. Если родителей что-то тревожит в поведении ребенка — лучше обратиться к психологам».
Читать далее