Информационные войны стали новым вызовом для России

Реальностью современного мира стали так называемые информационные войны. Без качественной информационной поддержки стало невозможно проводить в жизнь государственную политику и отстаивать интересы страны за рубежом. Этот вопрос обострился с началом специальной военной операции по защите Донбасса.

Вопросы от Экспертного клуба:

Какие действия, на ваш взгляд, должна предпринять Россия, чтобы повысить качество информационной работы? Какие направления этой работы должны стать приоритетными – отстаивание нашей позиции в мировом информационном пространстве или обеспечение информационной безопасности внутри страны? На каких элементах информационной работы стоит сосредоточиться (экспертные комментарии, видеопродукция, работа в социальных сетях)?

Козлов Игорь Геннадьевич, кандидат исторических наук

Нужно сказать о главном: западный мейнстрим создает информационную повестку, а мы идем вслед за ней. Глобальная разница заключается именно в этом. Ведь получается, что мы всегда должны оправдываться, а в такой ситуации трудно достичь желанной цели.

Конечно, нужно задействовать все возможные каналы информации, но сегодня стало очевидно, что самыми оперативными, а, значит, формирующими повестку, являются телеграм-каналы. Они опережают любое СМИ – и уже не только по скорости, но и контент там серьезный. Стоит обратить внимание на это.

Можно, конечно, рассуждать о том, какие большие возможности и ресурсы имеют западные СМИ, но это будет поиском оправданий для собственных недоработок. Главное, что должна делать Россия – формировать собственную повестку, а не идти за событиями. Никогда не будет первым тот, кто пристроится за спиной идущего впереди. Нужно самим быть лидерами.

Борисов Денис Алексеевич, заведующий кафедрой мировой экономики, международных отношений и права НГУЭУ

Информационные войны были важны во все времена как неотъемлемое средство обеспечения внешней и внутренней политики государства, но в нашей политической традиции этой составляющей межгосударственной конкуренции уделяется весьма посредственная роль. Крым (1853-1856), Русско-японская война (1904-1905), Чечня (1994-1996) - всё это горькие уроки истории, которые мы не хотим учить.

За годы Холодной войны западный и советский блоки развили мощные средства и методы внешнеполитической пропаганды. После распада РФ практически полностью демонтировала свои институты и инфраструктуру в информационной сфере, а вот коллективный Запад полностью сохранил и приумножил свой потенциал влияния в информационном пространстве. Сегодня мы на информационном фронте в глухой и слепой обороне, возможности западной пропаганды по всем параметрам превосходят российские возможности.

Требуются ассиметричные решения и кадры, которые это могут обеспечить. Но мы продолжаем верить, что "винтовка рождает власть". Системная работа с информацией не ведётся, сохраняется пресловутый проектный подход, который реализуют "профессионалы" с очень сомнительными компетенциями: РТ со ставкой на YouTube закономерно провалилась, ВК после отстранения Дурова остановилось в своём развитии, традиционное телевидение работает по шаблонам прошлого. Лучшее, что смогли наши функционеры, это запретить. Но в эпоху глобальных информационных сетей такой подход сродни ребенку, который закрывает глаза от страха.

На текущий момент говорить о борьбе за умы и сердца на международном уровне - "не по Сеньке шапка", нам бы отстоять собственное общественное мнение. Однако пока не видно даже намеков на стратегическую и институциональную работу в наших кабинетах власти.

Леонтьев Владимир Александрович, генеральный директор «Инфосфера Консалт», кандидат исторических наук

Согласен с тем, что против России сегодня ведется самая настоящая информационная война. Но на мой взгляд не стоит взвешивать на весах, что сегодня важнее: отстаивание нашей позиции в мировом информационном пространстве или же обеспечение информационной безопасности внутри России? Важно все!

Есть «пятая колонна», с которой нужно бороться, но есть и люди сомневающиеся и даже безразличные, которым нужно информацию обязательно донести. Иначе это сделает кто-то другой. За людей нужно бороться!

Хочу обратить внимание на важность технологического аспекта: мало говорить, что надо усилить работу в интернете – надо иметь оборудование не хуже западного, иначе конкурировать будет очень трудно. Пока с этим я вижу проблемы.

Работать нужно и на внешнем поле, и на внутреннем. Мы не можем просто пропустить, например, заявление Зеленского, вошедшего в очередную роль, о том, что надо распустить Совет безопасности ООН! Надо занимать атакующие позиции, а не отсиживаться в обороне. И то же самое относится к внутренним темам. Давайте не забывать, что Россия – великая страна, и здесь есть так много того, о чем можно рассказать всему миру. Современный человек зависим от информации в очень большой степени, поэтому к информационной войне надо быть готовым, надо не просто перечислять угрозы, а понимать, как им противостоять.

Челноков Андрей Геннадьевич, председатель Новосибирской областной организации Союза журналистов РФ

Когда смотришь на то, что сегодня происходит в информационном пространстве, то понимаешь, что нам уже пора создавать какую-то структуру по типу Совинформбюро, которое существовало в годы Великой Отечественной войны. Это объективная необходимость!

Я считаю, что у нас хорошо поставлена работа на телевидении, а вот в Интернете мы имеем полный провал. Знаю многих людей, которые понимают причины СВО, но пользуются украинскими информационными источниками, поскольку нашим они не доверяют. А почему не доверяют? Да потому, что считают их обыкновенной пропагандой. То есть, здесь видим проблемы качества работы на информационном фронте.

Нужно понимать, что Владимир Соловьев и Ольга Скабеева – настоящие профессионалы, которые не зря свой хлеб едят. Но они востребованы одной аудиторией, а вот для другой аудитории нужен другой стиль. Стоит над этим подумать. А главный мой вывод такой: обязательно усилить работу в социальных сетях. Мы должны здесь выигрывать!

Кузменкин Владимир Иванович, журналист, аналитик.

Информационная война, собственно говоря, никогда и не заканчивалась. Просто это становится заметнее в кризисные моменты. Понятно, что против России работает мощнейшая пропагандистская машина. Меняются термины, а суть остается неизменной: само понятие «фейк», которое является ничем иным как синоним для понятия «ложь», только звучит посовременнее. И помоднее…

Поскольку информационная война против нас в связи с проведением специальной военной операции на Украине идет по принципу «из каждого утюга», то и ответ России должен быть равнозначным. Хочу сказать об одном важном, на мой взгляд, аспекте. Новые технологии, безусловно, нужны, но не все нужно изобретать заново, ведь у нас есть колоссальный опыт противоборства с противником в информационной сфере. Захар Прилепин уже поднял тему необходимости освещения подвигов российских солдат на общенациональном уровне. К этому можно добавить, что есть опыт Совинформбюро, «Окон роста» и много еще чего: за десятилетия накоплено немало интересного и полезного. Это нужно взять, изучить, сделать поправку на современность и смело использовать. Проверено временем: работает!

 

Просмотров:856 Комментариев:0

Автор: Центр политического прогнозирования и анализа, Игорь Чернов

Дата публикации: 11 апреля 2022 09:57

Источник: Большой Новосибирск

Комментарии

    Добавить комментарий

    Оставьте свой комментарий