Выборы в регионах: победа «Единой России».

В минувшие выходные завершились выборы в 85 регионах страны. В 21-ом регионе прошли выборы губернатора, в 20-ти – выборы в законодательные собрания. Они охватили 45 миллионов избирателей, то есть почти половину избирателей нашей страны.

Показательна высокая явка в 43,5%, которая значительно выше по сравнению с прошлым годом, когда явка составила 35%. В кандидаты всех уровней выдвинулось 85 тысяч человек от 20-ти политических партий, а доля зарегистрированных кандидатов всех уровней составила 95%. В выборах высших должностных лиц участвовало 94 кандидата от 12-ти политических партий. Конкуренция была 4-5 кандидата на место главы региона и более 5 кандидатов боролись за место в законодательных собраниях разного уровня.

На выборах высших должностных лиц, глав регионов, победило 19 представителей «Единой России» с результатом более 70% голосов. В 20-ти выборах в заксобрания «Единая Россия» везде имеет большинство и по итогу 812 депутатов. В выборах в заксобрания административных центров регионов также победила «Единая Россия», из 506 разыгрываемых мандатов 406 получили единороссы.

Какие причины, на ваш взгляд, обеспечили безусловную победу «Единой России»? Насколько сильно повлиял на результаты выборов эффект консолидации вокруг флага, вокруг действующей власти и вокруг президента? Как изменилось отношение избирателей к Дистанционному электронному голосованию (ДЭГ)? С чем связана, по вашему мнению, потеря позиций КПРФ в ряде законодательных собраний? Как вы оцениваете локальную попытку несистемной оппозиции дестабилизировать ситуацию в стране - организовать «умное голосование» в Екатеринбурге по старым шаблонам?

Челноков Андрей Геннадьевич, председатель Новосибирской областной организации Союза журналистов РФ

По Новосибирской области можно сказать, имея в виду очевидное поражение КПРФ, что их кандидат оказался гораздо легковеснее, чем губернатор. Не секрет, что люди и воспринимали оппонентов кандидата от «Единой России» как технических кандидатов. Поэтому и явка у нас оказалась ниже, чем у соседей. На отношении к коммунистам сказалось и отношение к мэру Локтю, представляющему КПРФ. Очень много было критики в его адрес по итогам работы; другие упрекали мэра в «соглашательстве» с «Единой Россией». Так или иначе, но это не могло не повлиять на результат КПРФ в Новосибирске и в области.

Что касается ДЭГ, то ситуация неоднозначная. Я делаю такой вывод по итогам бесед с разными людьми. А в качестве примера могу привести собственную семью. Я предложил впервые проголосовать в ДЭГ, но меня не поддержали. Аргумент был такой: а где гарантии, что наш выбор не может быть изменен с помощью технических ухищрений? В итоге пришлось идти на избирательный участок. Хотя лично я ДЭГ доверяю.

Козлов Игорь Геннадьевич, кандидат исторических наук

Когда есть тревожность населения, оно на выборах выбирает путь поддержки действующей власти вне зависимости от партийных брендов. Выборы губернаторов это еще раз доказали. Хороший пример – Хакасия, где победил представитель КПРФ, но в качестве действующего лидера региона. Так что, наше население поддержало действующую власть, исходя из своих ощущений, учитывая фактор СВО и давления на Россию.

Альтернативы ЕР практически не было. Скажем честно, ЕР была самой активной партией, которая отработала повестку. Другие партии ничего особо не предприняли, что и сказалось на результатах. Еще одно замечание по Хакасии, где ЕР тоже, естественно, стремилась к победе. Чехарда потенциальных отцов-победителей, отсутствие единой команды и четкой стратегии у Сергея Сокола привели к такому результату. Если бы работа была выстроена иначе, то и результат был бы другой.

КПРФ переживает определенный кадровый и идеологический кризис. Рассчитывать только на ностальгию электората по СССР – это не вариант. Такая повестка исчерпана. Но реформировать идеологию руководство КПРФ не собирается. Выборы в Иркутской области показали, к чему это приводит – к сокрушительному поражению. Кроме того, руководство партии никак не может решиться на обновление ее руководящего состава. Ну, невозможно сегодня, чтобы Геннадия Зюганова сменил Леонид Зюганов: партии нужны новые лица, нужна свежая кровь.

Сухоруков Сергей Владимирович, помощник депутата ГД ФС

Партия КПРФ за время своей деятельности проходит периоды спада и подъёма. Иногда, как в этот единый день голосования, происходит небольшая потеря. В следующем избирательном цикле там возможен прирост. Прирост произошёл, например, в Республике Хакасия, где коммунисты во главе с Валентинов Коноваловым по партийным спискам победили «Единую Россию». Поэтому, говорить о провале КПРФ и уходе в политическое небытие преждевременно.

Макаренко Игорь Геннадьевич, управляющий директор в Фонде содействия политическим и гражданским свободам «Гражданское согласие»

Дистанционное электронное голосование становится привычным, но все равно у многих остаются вопросы к процедуре: люди хотят быть уверенными, что их голос будет учтен и никто не сможет с помощью каких-то технических ухищрений этот выбор изменить. Отсюда и настороженность к новому начинанию. Вряд ли ДЭГ в ближайшей перспективе будет введено по всей территории страны; скорее всего, оно будет применяться в ряде регионов.

Молодежь не хочет голосовать ногами, в смысле, дойти до избирательного участка – как раз ей эти технологии интересны. Когда нет порога явки, нет графы «против всех», можно сидеть дома и нажимать кнопки... А не рассмотреть ли нам и другие возможные варианты? Проводить голосование, например, по почте – можно по обычной, можно и по электронной. Но во втором случае я бы предпочел, чтобы процедура проводилась без участия Госуслуг.

Кузменкин Владимир Иванович, журналист, аналитик.

В сибирских регионах прошло несколько крупных выборных кампаний (речь не идет о губернаторских выборах). Результат везде оказался в пользу партии «Единая Россия».

В Кемеровской области и по партспискам и по одномандатным округам победила «Единая Россия». Результат – почти 70%. КПРФ не сумела занять второе место с 9% голосов – она проиграла ЛДПР. В Иркутской области «Единая Россия» взяла убедительный реванш за поражение пять лет назад. Результат – 54,6% голосов. Партия также победила в 21 округе из 22. КПРФ получила только 15%, тогда как ранее имела 34%. К тому же партия не могла победить ни в одном округе. В Хакасии сложилась неоднозначная ситуация: по партспискам второй раз подряд победили коммунисты – они набрали 39% голосов, на 3% опередив «единороссов». Но вот в округах КПРФ ждало фиаско: коммунисты выиграли только два округа из 25. Проиграл и перешедший в КПРФ из ЕР многолетний глава Верховного Совета Владимир Штыгашев.

В Красноярском крае выбирали Красноярский городской Совет депутатов. Здесь также все однозначно: «Единая Россия» получила 30 из 36 мандатов. И опять главным соперником для нее стала не КПРФ, а ЛДПР, которая провела 4 депутатов. У коммунистов депутат оказался всего один. Та же картина наблюдалась и на местных выборах. В Новосибирской области прошли довыборы депутатов Советов депутатов муниципального уровня: ЕР получила 37 мандатов, КПРФ – 3. В Алтайском крае выбирали 320 депутатов местных органов власти, и ЕР в сумме получила 84% всех мандатов.

Решающим фактором стал эффект консолидации вокруг действующей власти и президента. Владимир Путин – в одной лиге, а все остальные соревнуются в другой. Этот фактор был и остается главным в российской политике.

Просмотров:3008 Комментариев:0

Автор: Центр политического прогнозирования и анализа

Дата публикации: 15 сентября 2023 10:25

Источник: Большой Новосибирск

Комментарии

    Добавить комментарий

    Оставьте свой комментарий