Олег Кулик: «Приходится изображать из себя большого художника».

Олег Кулик - художник и куратор, один из самых известных в мире представителей актуального российского искусства. Его работы выставлялись в Русском музее в Санкт-Петербурге и Третьяковской галерее в Москве, а также в музеях Лондона, Рима, Вены, Будапешта, Нью-Йорке и Бильбао. Получил всемирную известность в середине 90-х в образе «человека-собаки», шокирующей имитацией повадок животного. В последнее время выступает как куратор (российская премия «Инновация») и театральный постановщик (опера «Вечерня Богородице», театр Шатле, Париж).

Что такое искусство?

«Многие ошибочно считают, что произведение искусства – это и есть искусство. Но, как правило, это его полная противоположность. То, что остается от человека, не есть сам человек, икона – не есть религия, а произведение художника – не есть искусство. Это просто образы и возможность не умереть с голоду».

«Нет ни одной картины, к которой стояли бы спиной чаще и дольше, чем «Джоконда». Все подходят фотографироваться:  «щелк» и ушли. Вот такое у нас искусство».

«В одном украинском Доме художника во времена перестройки мы с товарищами устроили выставку. Было много скандальных работ, поэтому сразу же появился ОМОН. И все говорят: «Разбегаемся!» А я: «Нет! Ставим скамейки, делаем баррикады!» А все опять: «Невозможно! Да нас всех загребут!» Конечно, невозможно, соглашался я, они ведь тоже этого не ожидают. Забегают ОМОНовцы, видят баррикады:  какая-то рухлядь, художники с пластмассовыми палками, тряпками, кто с чем. Главный спрашивает: «Что это?» Мы: «Баррикада. Будем стоять насмерть».  И тут все замерли, повисла пауза. Понятно ведь, что они все наши лопаты и палки в секунду уничтожат, но мы же вроде люди искусства, а выставка в Доме художника…. Посовещались и попросили через два часа разойтись. Картины потом опечатали, всех выгнали, но показ состоялся! И вот что это было? Самый настоящий акт искусства».

Что такое современное искусство?

«Логично, что авторов современного искусства в традиционные музеи не пускают. Там же одни трупы и покойники, мощи святых от искусства. И, без сомнения, все они великие люди: Серов, Перов, Петров, Микеланджело – все. Но это люди других эпох, совсем другого времени, искусство их выцвело и ничего никому, кроме элит, не говорит. Поэтому такой сугубо музейный, классический подход –  это все равно, что влюбиться не в живую девушку, а в Венеру Милосскую. И что самое удивительное, еще чего-то ждать от нее».  

«Вы думаете, если бы во времена Леонардо да Винчи – постоянного экспериментатора со всем новым - были бы лазеры, видео- и фототехника, он бы писал красками и не забросил холст? Естественно, нет! Он был современным художником, он бы такую Мону Лизу отгрохал, что мне даже представить сложно».

«Современное искусство все больше входит в массовую культуру и опошляется. На нем откровенно спекулируют, и теперь его можно обнаружить дома у американского свинопаса, иранского шейха и украинского олигарха. У кого угодно».

«Приезжаешь в Америку, ждешь, что увидишь всех законодателей мод. И первые же с кем встречаешься, чудовищно усталые, замученные, несчастные маргиналы современного искусства. Все злые и неуспешные. И их там тысячи. Ходишь по их галереям, подпольным выставкам, и сам становишься замученным. В Москве все так же и еще расхлябаннее, но общая ситуация более творческая».

«Однажды ко мне обратились представители какого-то немецкого музея с просьбой что-нибудь им продать. Я показал много фотографий, видеозаписей, документов, но их все не устраивало. Я долго не мог понять, что же им не нравится, пока они, наконец, не предложили мне самому стать объектом музея. И в этом весь смысл самого современного, самого актуального искусства – быть здесь и сейчас».

Что такое скандал?

«Скандал» - забавное слово. Его ведь обычно употребляют в негативном значении, но в Библии указано, что свое распятие Христос называл именно скандалом. И действительно, иногда только так можно вскрыть все недостатки сложившегося в обществе статус-кво, неправедного и не справедливого».

Кто такой Олег Кулик?

«Приходится изображать из себя большого художника, который и то сделал, и там побывал, и с тем знаком, но внутри-то этого всего нет. Раньше я был гораздо увереннее, сейчас я лишь могу надеть маску».

«Утром встаешь, и начинается: везде опоздал, никому ты не нужен, все было зря. А вечером, успокоившись, думаешь: «Какую же я жизнь-то прожил!» И так каждый день».

«Через 10 лет ни одна собака не вспомнит Олега Кулика. Но где эти 10 лет, где этот 2021 год, а где я?», - улыбаясь, спрашивал у аудитории художник.  

 


Читать далее

Просмотров:1569 Комментариев:0

Дата публикации: 12 сентября 2011 20:50

Источник

Комментарии

    Добавить комментарий

    Оставьте свой комментарий

    Читайте также