109,57 $
116,14 €
Тема дня
Популярный материал
Прикоснуться к ядерной промышленности — в буквальном смысле — разрешают в виде исключения. И то, только потому, что после эти трубки-ТВЭЛы отмоют горячим паром и высушат. Перед отправкой заказчику — Балаковской атомной электростанции — на кассете не то, что дефекта — даже отпечатка пальца не должно быть. Дисциплина. Жесткие стандарты.
Александр Евсеев, заместитель генерального директора по производству ПАО «НЗХК»: «Вот это ваша продукция? Это кассета, тепловыделяющая сборка если быть точным для ядерного реактора. Таких кассет в реакторе 163 В начале, в запуске. А после того, как он начал работу производится выгрузка тех кассет, которые уже свой срок отстояли и замена на новые .-А сколько в этом году вы сделали? — В этом году — больше тысячи кассет».
Радиоактивный элемент внутри ТВЭЛов отдаст энергию в реакторе. Сейчас атомное топливо — безопасно для нас. Уран, который еще не участвовал в реакции распада, может нанести вред только если попадет в организм, например, при вдохе. Что здесь исключено. Трубки из циркониевого сплава — абсолютно герметичны. Надежность, качество, эффективность — это и ценят клиенты
Александр Евсеев, заместитель генерального директора по производству ПАО «НЗХК»: «Коротко цифры — наша выручка на данный момент будет составлять более 7 млрд рублей. Что позволит выплатить только налогов — на все уровни — больше миллиарда. то есть не только для нашего предприятия, но и для региона, которое представляет наше предприятие год неплохой».
Средняя зарплата на заводе — 60 тысяч рублей. Будущих сотрудников присматривают со студенческой скамьи. И выпускники вузов порой начинают карьеру простыми рабочими. Александр Евсеев и сам прошел такой путь. Уникальное производство прдъявляет особые требования.
Еще одно специфическое новосибирское производство. «НЭВЗ-керамикс». О будущем этих листков в электронике и полупроводниковой промышленности нам рассказывает Иван. Он еще в вузе понял, где будет работать. Завод открыл совместную кафедру в НГТУ по промышленному материаловедению. Создание новых материалов на основе нанокерамики стало для Ивана и темой для диссертации, и работой.
Иван Красный, инженер-технолог научно-технического отдела «НЭВЗ-керамикс»: «В России это только зарождающееся направление. И работая здесь являешься на пике новых технологий. Все, ч то ты здесь делаешь, разрабатываешь, это является новым и перспективным. Это не то, что уже кто-то сделал — а это твоя личная разработка и этого еще никто нигде не создавал. В России».
Новые материалы — новые возможности.
Вот таким нестандартным способом завод демонстрирует прочность головки тазобедренного сустава — из биокерамики. Добавьте к прочности — биосовместимость, и значительно более низкую, по сравнению с зарубежными аналогами стоимость. на совместную с НИИТО разработку потратили 7 лет. В этом году, с открытием медицинского Промышленного парка, заработал кластер. В парке создают титановые комплектующие, на заводе — керамические имплантаты, а с готовыми суставами — работают хирурги в НИИТО.
Олег Медведко, исполнительный директор АО «НЭВЗ-керамикс»: Уже сегодня в Ниито в неделю устанавливается более 30 суставов. И это — реальная работа по импортозамещению, которая реально происходит у нас в области. Реально внедрять импортозамещение в жизнь. Та самая реиндустриализация — которая как флаг. Мы под этим флагом тоже все вместе идем".
Серийное производство биокерамики — то, что в будущем может прославить Новосибирск в народе. Пока стоит задача — отвоевать долю российского рынка. В этом смысле повезло коллегам по сектору — Авиационному заводу имени Чкалова. Госзаказ.
Летом — на заводе собрали юбилейный, сотый Су-34. Многофункциональный истребитель-бомбардировщик. До 2020 года российские военные должны получить 124 новейших самолёта. НО — не оборонзаказом единым жив Чкаловец. Тем более, что в декабре Президент России призвал повысить долю гражданской продукции на предприятиях оборонной промышленности — к 2030му году до 50-ти процентов. На новосибирском авиазаводе сработали на опережение. В цехах по соседству с Су-34 — пассажирский лайнер. Сухой суперджет 6-го поколения. В Новосибирске собирают фюзеляж и оперение. Пришло время заказов — из России и из-за рубежа. Работы прибавится и новосибирцам
Что касается суперджета, то практически объемы вырастают на 40 процентов на следующий год. Для нас это большой плюс, поскольку было ощутимое падение в позапрошлом году, сейчас идем вверх
Задача диверсифицировать производство стоит и перед НЗХК. Не оборонное — но принципиально важное для энергобезопасности страны предприятие сегодня производит и неядерную продукцию на основе лития, катализаторы для нефтехимии, продукцию для машиностроительного комплекса. Сейчас это приносит примерно четверть дохода.
Оксана Тарасенко, корреспондент: «Вот эти 6-гранники — основная продукция завода последние десятилетия именно такие покупают для ядерных реакторов атомные станции России, Украины, Китая, Ирана, индии. А вот это — перспектива развития завода».
С кассетами такого дизайна госкорпорация Росатом планирует выйти на рынки Западной Европы и США. И разница не только в форме. Перед нами — результат грандиозной научно-исследовательской работы десятка организаций Росатома. НЗХК воплотил все знания и умения — в готовое изделие.
Александр Евсеев, заместитель генерального директора по производству ПАО «НЗХК»: «Над этой кассетой работала вся госкорпорация это крайняя стадия собрать эту кассету. Начало берет — от теоретического расчета, моделирования условий, состава, сплава. Его аттестация, его проверка в условиях реактора и подтверждение, что этот сплав обеспечит необходимые требования. И это — только сплав. Та таблетка, которая находится внутри — она так же другая. И при всем этом огромном объеме работ должна быть коммерчески успешная. то есть кассета любой ценой она тоже никому не интересна. Рынку она не интересна. Мы не можем продать ее за ту цену, которая у нас получилась. Мы должны вписаться в ту цену, которую примет рынок. Причем от этой цены мы должны получить еще прибыль».
Количество реакторов, которые используют такое топливо — западного дизайна — значительно больше тех, для которых подходит стандартная продукция НЗХК. А значит, больше и потенциальный рынок сбыта.
Александр Евсеев, заместитель генерального директора по производству ПАО «НЗХК»: «Мы имеем возможность отвоевать на этом рынке значимый плацдарм и значимо увеличить и выручку госкорпорации и ее статус, как корпорации, которая работает и на рынке западного дизайна, и естественно, закрывает свой национальный рынок сто процентов».
Национальное достижение. Кроме гордости за страну, за новосибирских специалистов — и материальный эффект. Налоги. А значит — деньги на дороги области, на пособия ее жителям, на субсидии предпринимателям.
Читать далее