Строители покидают элиту? Как кризис в отрасли повлияет на политику.

Новосибирские эксперты разошлись в оценках относительно того, повлияет ли продолжающийся спад в строительной отрасли на степень политического влияния руководителей строительного комплекса. Одни считают, что строителей в элите региона становится все меньше, другие убеждены, что кризис ничего не изменил.

Строители всегда были заметными фигурами в новосибирской элите, они получали депутатские мандаты, их лобби традиционно считалось самым влиятельным, на партхозактивах и сменивших их по формату форумах они получали грамоты и произносили речи. Их мнение было весомо и транслировалось оно широко и далеко.

Именно поэтому сенсационно прозвучали выводы политологов на Круглом столе Института исторических и социально-политических исследований (ИИСПИ) и Новосибирского отделения Российской ассоциации политических наук. Тема была весьма актуальной: «Электоральные циклы в Новосибирской области 2019-2020 гг. - возможности и политические риски».

Строителей попросят из элиты?

Заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Сибирского института управления - филиала РАНХиГС Дмитрий Березников рассказывал о том, что «становым хребтом новосибирского городского режима был и остается альянс административно-политических и экономических элит». Он обратил внимание на то, что современные исследователи отмечают явление, нам знакомое на практике: в целом ряде случаев ключевой группой, которая выдвигается на передний план, становятся строительные корпорации.

Что из этого следует? Это нам тоже знакомо: «Строительные кампании рассматривают городское пространство как территорию для интенсивной застройки. С одной стороны, власть отчитывается введёнными метрами жилья, с другой, бизнес получает свои прибыли с освоенных городских территорий».

В итоге получается некая коалиция власти и бизнеса, которая нацелена на извлечение прибыли из городской земли и всего того, что на ней есть. Плохая новость, по мнению новосибирского политолога, состоит в том, что «масштабные строительные проекты и другие стратегии роста плохо связаны с адекватной социальной политикой и генерируют локальные социальные конфликты и протесты». Но сейчас, когда отрасль поразил серьезный кризис, влияние руководителей строительного комплекса падает и можно обсуждать тему их ухода из новосибирской элиты.

Основатель ИИСПИ, доктор исторических наук Виктор Козодой развил этот тезис применительно к Новосибирску. Он отметил, что раньше в элиту входили руководители крупнейших предприятий: «Достаточно назвать НЗХК, «Север», НАПО имени Чкалова. Эти люди обладали значительными ресурсами и за плечами у них были многотысячные коллективы». Но затем времена сменились и появились эффективные и не очень менеджеры, которые выполняют волю собственников. Последним от местных властей мало что надо…

По мнению политолога, было три заметных группы в новой новосибирской элите: автодилеры, люди, занимавшиеся медицинским бизнесом (аптеки и поставки оборудования) и строители. Сейчас ситуация значительно изменилась: «Где теперь автодилеры? Резко вниз пошел медицинский бизнес, а теперь дошла очередь и до строителей». Целый ряд факторов ослабляют позиции строителей в элите. Во-первых, земли под строительство в Новосибирске все меньше и меньше. Мэр Анатолий Локоть не раз публично говорил о том, что ее практически уже нет. Во-вторых, качественно изменились и трудовые коллективы, где активно используется теперь труд мигрантов. В-третьих, новый федеральный закон о долевом участии будет иметь большие последствия.

Вывод Виктора Козодоя таков: «Все это ведет к тому, что рынок сужается. Не будет корпоративной защиты интересов отрасли в регионе, но будет жесткая конкурентная борьба. Старые заслуги будут не в счет, потому представительство в элите уменьшится». С такой оценкой согласился и доктор социологических наук Константин Антонов, отметивший, что этот процесс уже развивается.

Кризис все испортил?

С тем, что ситуация для строительной отрасли изменяется очень быстро и не в лучшую сторону, согласны не все, но явное большинство экспертов. В первую очередь, об этом говорят сами строители. По данным регионального министерства строительства, основные показатели падают уже несколько лет подряд. В 2018 года Новосибирская область опустилась на 12-е место в стране по объёмам вводимого жилья.

Некогда возглавлявший строительный комитет, один из самых опытных депутатов заксобрания Николай Мочалин констатировал: «Положение в отрасли ухудшается – это совершенно точно. Мы видим это и на примере нашего региона. Надутые цифры только приукращивают нынешнее положение дел, а у строителей есть колоссальные проблемы. В итоге мелкие застройщики вымываются, остается только крупняк».

Другой депутат, также ранее возглавлявший этот же комитет – генеральный директор Первого строительного фонда Майис Мамедов считает, что новый закон о долевом участии в строительстве ситуацию меняет кардинально, поэтому на рынке жилищного строительства будет очень много перемен. Он обрисовал ситуацию так: «Сейчас к этому не готовы ни банки, ни застройщики». Политолог Игорь Козлов в этой связи отмечает, что строители будут защитить свой бизнес, но им придется учитывать правила, которые устанавливает власть – от этого никуда не деться. Уменьшаются ли их возможности? Эксперт считает, что это вполне вероятно: «Сейчас будет расти влияние банковских структур. Однако, это вовсе не означает, что строители уходят. Не сказал бы, что влияние строителей падает, ведь это все равно ведущая отрасль в городе».

Для строителей все останется, как есть

Мнения о влиянии строительного лобби в регионе и, соответственно, о принадлежности к региональной элите, весьма разделились среди экспертов, изложивших свой взгляд на ситуацию. С одной стороны, строители имеют очень прочные позиции в депутатском корпусе – идет ли речь о законодательном собрании Новосибирской области, где одним из самых влиятельных комитетов традиционно считается комитет по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам, или же о Совете депутатов г. Новосибирска. Можно совершенно точно сказать, что в горсовете минимум каждый четвертый депутат представляет интересы строительного лобби. Еще одно интересное наблюдение – работа дуэтом, когда отец - глава компании – депутат заксобрания, а сын – депутат горсовета.

И все это вдруг изменится? Заместитель председателя строительного комитета заксобрания Дмитрий Козловский уверен, что подобного не случится. Он убежден: «Строители как раньше были в политике, так и остаются в ней на ведущих ролях. Да, сейчас не лучшие времена, но слухи разные нагоняет тот, кому это выгодно для достижения своих целей».

Политолог Игорь Украинцев солидарен с депутатом: «Считаю, что строители пройдут успешно через кризис и станут более влиятельной силой, чем раньше. Они и так уже прошли огонь, воду и медные трубы, так что, им не страшны дополнительные испытания. Голос их всегда будет в Новосибирске весомым»! Игорь Украинцев полагает, что Новосибирск всегда был и остается городом, который не останавливается в своем развитии, поэтому есть большое внимание к строительному комплексу, что «дает основания считать его руководителей очень влиятельными людьми в Новосибирске: исторически сложилось, что они идут в депутаты – это давняя традиция, и она будет продолжена и далее».

Майис Мамедов считает, что на выборах 2020 года позиции строителей не ослабнут: «Не буду комментировать заявления, что строителей станет меньше среди депутатов – это просто неправильный взгляд, абсурдный».

Куда приведут перемены?

Депутат Николай Мочалин, известный тем, что дипломатничать не любит и всегда говорит то, что думает, считает, что нужно взглянуть на вещи иначе: «Насчет выборов я так скажу: нет особой разницы – строитель ты или кто-то еще? Нужны деньги на кампанию – вот и все! Я уверен, что ситуация на представительстве строителей в горсовете и заксобрании никак не скажется. Ну, может быть, придут люди более дерзкие – не такие размеренные, как мы».

Политолог Владимир Леонтьев также согласен с выводом о том, что строители в политике всегда были и остаются. Но, вместе с тем отмечает и изменения, происходящие в последнее время: «Действительно, сейчас глыбы, как их можно назвать, стали отходить на второй план. Но это все естественно – идет смена поколений. Тем не менее, за руководителями стройкомплекса региона сила остается и недооценивать их я бы не рекомендовал».

Игорь Козлов также не согласен с выводом о том, что влияние строителей в элите падает, хотя и напоминает, что перемены уже идут: «Все-таки это все равно ведущая отрасль в городе – не поспоришь! Что касается элиты, то сегодня важна не собственно принадлежность к строительному комплексу, а личность самого руководителя, который пойдет на те же выборы, и возможность его транслировать смыслы на широкую аудиторию».

Виктор Козодой настроен не столь оптимистично. Он считает, что в элите место строителей будут занимать сетевики и представители торговли, у которых сейчас есть ресурсы. Политолог предрекает, что к ним добавятся и общественные деятели, «как это не удивительно для кого-то может прозвучать». Руководитель ИИСПИ полагает, что, например, с точки зрения узнаваемости позиции общественников гораздо предпочтительнее, чем у многих нынешних депутатов.

Вывод политолога однозначен: «Эту тенденцию мы наблюдаем с 2017 года и она только усиливается. И это означает, что на выборах депутатов новосибирского горсовета и заксобрания борьба будет очень напряженной. Традиционные группы интересов и выдвиженцы политических партий будут уступать самовыдвиженцам. Таков сегодняшний тренд».

Кто из экспертов прав, во многом покажут выборы в горсовет и заксобрание. Руководители строительного комплекса пойдут на них, как и прежде, широкими рядами – в этом нет никаких сомнений. Другое дело, что партийные одежды в этот раз им могут не понадобиться. И пока вряд ли кто возьмется судить о том, что из этого получится.
 

Просмотров:2301 Комментариев:0

Автор: Владимир Кузменкин

Дата публикации: 20 мая 2019 12:50

Источник: Большой Новосибирск

Комментарии

    Добавить комментарий

    Оставьте свой комментарий