Стартует ли «Планета городов» из Новосибирска?

Очередная встреча Клуба экспертов «Большого Новосибирска» оказалась немного необычной. На этот раз эксперты собрались в аудитории Института экономики и ОПП СО РАН, чтобы обсудить один из интернет-проектов, который появился на свет в столице Сибири.

Речь идет о проекте «Планета городов» (с его демоверсией можно познакомиться по адресу http://planetagorodov-demo.ru/). Внимание экспертов «БН» привлекло то обстоятельство, что проект был задуман новосибирцами, которые хотят принести пользу родному городу, а также всей стране. Посмотрев еще раз презентацию «Планеты городов», эксперты решили, что обсуждение стоит сосредоточить на нескольких аспектах: нужна ли подобная инициатива вообще? Насколько проработан проект? Кто должен заниматься его развитием? Кто его может финансировать?

Но сначала есть смысл рассказать, что говорит о своем детище Павел Чернов, создавший проект «Планета городов» с группой единомышленников самого энергичного возраста. Итак:

-- «Планета городов» — это уникальный мульти портал, в основу которого положена концепция гражданского единения. Под гражданским единением мы понимаем синергию воли власти и согласия народа.

Далее Павел Чернов объясняет, что фактически создается «имиджевая карта страны», где можно будет по любому городу найти информацию по самым важным сторонам его жизни. Авторов проекта не устраивают порталы, которые сегодня имеют российские города: они считают, что эти порталы очень похожи друг на друга. А не хватает им, главным образом, участия людей в регионах, без вклада которых никакой проект интересным не будет.

Проект отчасти проработан: намечено пять фаз по его реализации, предлагается и бизнес-план, но не очень конкретизированный, расчётов в нём не видно. А дальше идут уже не намерения, а конкретные цифры, которые сразу же вызвали дискуссию. Так, Павел Чернов и его коллеги называют срок окупаемости проекта — меньше года. А размер первоначальных инвестиций весьма впечатляет — 15 миллионов рублей. Закончить разработку готового продукта планируется к марту 2015 года.

Вот такие были «вводные», оценить которые решили эксперты, естественно, крайне заинтересованные в продвижении имиджа столицы Сибири. И в Сети, конечно, тоже. Для начала заглянули на Boomstarter, это специализированный портал, который сам себя определяет как «самый удобный и простой способ привлечения коллективного финансирования для старта проекта». Здесь 62 576 спонсоров профинансировали 469 авторских проектов на сумму 77 941 002 рубля. И «Планета городов» тоже сюда обратилась. Однако, итог оказался неутешительным: получили вердикт «Неуспешно».

Это означает, что проект никого особо не взволновал. Один из экспертов, так сказать, углубившись в суть вопроса, выяснил, что «Планета городов» получила за три месяца всего лишь 150 рублей из 300 000 рублей запрашиваемых. При этом стоит заметить, что несколько новосибирских проектов вышли там же в плюс, набирая больше сотни тысяч рублей.

Если такова реакция сообщества, то, очевидно, что она имеет под собой причины. Вокруг этого и зашел заинтересованный разговор. Ход дискуссии пересказывать нет необходимости. Гораздо интереснее посмотреть, к чему пришли люди, которые и по долгу службы, и по общественному призванию, занимаются проблемами, с которыми столкнулись создатели «Планеты городов».

Исполнительный директор проекта «Большой Новосибирск» Наталия Баранова считает, что всякому проекту нужно время на реализацию: первые трудности, какими бы большими они не были, не должны означать, что проект нужно закрывать: не лучше ли проанализировать еще раз сильные и слабые стороны и сделать необходимые выводы.

С этим согласна Галина Ковалева, доцент кафедры «Математических методов в экономике» экономического факультета НГУ. Она считает, что новые начинания надо приветствовать, тем более, если авторы стараются сделать что-то полезное для своего города. Возможно, стоило бы выделить грант создателям проекта «Планета городов», но сначала им было бы полезно все-таки поточнее определиться со своей потенциальной аудиторией.

Доктор экономических наук Владимир Клисторин является специалистом в области региональной экономики, поэтому из его уст прозвучал совершенно логичный вопрос: надо точнее понять, что мы хотим получить при реализации этого проекта? Что он даст городскому сообществу, которое может, в случае первых позитивных результатов, предоставить ресурсы для дальнейшего развития проекта? Доцент кафедры общей социологии НГУ, научный руководитель социологической лаборатории Ассоциации сибирских и дальневосточных городов Елизавета Горяченко поддержала коллегу: ее также очень интересует вопрос, какие содержательные задачи должен решать проект на данном этапе? Это нужно проработать более четко.

Заведующий отделом экономической информатики Института экономики и ОПП СО РАН Юрий Блам считает, что при осуществлении проектов подобного рода очень важно, прежде всего, определиться с тем, какой аудитории реально будет и интересен, и нужен подобный портал. Поэтому, особого внимания заслуживает работа с контентом. Его коллега, зав. сектором экономических проблем машиностроения Института экономики и ОПП СО РАН Виктор Баженов констатировал: рассчитывать на всех — неверный посыл. Интересы общества очень многообразны, и надо четко в этом плане определиться. Что же касается заявлений в том смысле, что мы работаем для всех, и все у нас будут — «это мы уже столько раз проходили! Не стоит в очередной раз наступать на грабли».



Член-корреспондент РАН Виктор Суслов согласился с таким подходом экспертов, заметив, что его в подобных случаях «очень настораживает самореклама авторов», которые подают свое творение как уникальное и ни на что не похожее. Хотя в Сети, мы знаем, можно найти много самых разных проектов, в том числе, и решающих сходные задачи с теми, что ставит перед собой «Планета городов».

Понятно, что проекту нужны финансы. Где их искать? Профессор кафедры «Финансы и кредит» НГУ Татьяна Новикова предложила свой вариант. Она считает, что команда «Планеты городов» для успешного развития своего проекта может обратиться в Комитет поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии Новосибирска, или же в Фонд развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области. Этот фонд работает с 2000 года, и за прошедшее время 1500 предприятиям предоставили поручительства на сумму около 5 млрд. рублей, а всего сумма привлеченных средств составила около 9 млрд. рублей.



Кроме того, в Новосибирской области работает Программа развития малого и среднего предпринимательства. В этом году из федерального бюджета на нее выделено 306 млн. рублей, а из регионального — еще 200 млн. рублей. Так что есть смысл попытаться, чтобы «Планета городов» из виртуальной стала вполне реальной.

В целом, состоявшаяся экспертная сессия по обсуждению проекта «Планета городов» получилась заинтересованной и конструктивной. Эксперты «Большого Новосибирска» при Новосибирской областной общественной организации «Институт развития города» рассматривали и плюсы, и минусы рассматриваемого проекта. К сожалению, общий баланс рассмотренного проекта пока не в пользу плюсов, но — «дорогу осилит идущий»…


Просмотров:3524 Комментариев:55

Автор: Юрий Карновский

Дата публикации: 17 октября 2014 12:14

Источник: Большой Новосибирск

Комментарии

  • Игорь # 17 октября 2014 21:09 Ответить

    В целом звучит интересно, но уж очень многого хотят создатели этого проекта. так - не бывает!

    • Иван   написал для  Игорь # 08 февраля 2015 13:16 Ответить

      Врубись ...))

      Русские – упрямый народ. И если им однажды пришла в голову хорошая идея, они рано или поздно осуществят ее с поистине русским размахом.

      /Константин Симонов/

  • Федор # 19 октября 2014 21:13 Ответить

    Да всяко бывает. За этим проектом, похоже, стоят серьёзные люди, которые с помощью молодых авторов проекта хотят, по-простому, денег получить...А что? Может, кто-то и даст.

  • Александр # 17 января 2015 23:01 Ответить

    А мне проект понравился. Отличный дизайн, простой и понятный интерфейс. Идея классная!Ну, а то что ребята не озвучивают конкретные цифры, так этого никто не делает на широкую публику. Оценки "экспертов" не впечатляют.

  • Петр # 19 января 2015 15:50 Ответить

    Эксперты просто "не секут фишку". Большой Новосибирск по сравнению с Планетой городов отдыхает.А вообще то могли и Павла пригласить. Нехорошо так справлять конкурента , некрасиво. Все ж таки пожилые люди

    • Игорь Сергеевич   написал для  Петр # 04 февраля 2015 12:16 Ответить

      Петр читайте глазами, а не брюхом)))

      Цитата из текста: "Но сначала есть смысл рассказать, что говорит о своем детище Павел Чернов, создавший проект «Планета городов» с группой единомышленников самого энергичного возраста. Итак:"

      • Катерина   написал для  Игорь Сергеевич # 04 февраля 2015 18:42 Ответить

        Ну вот, сразу нужно оскорбить.

        И.Г., Вы случайно не из этой команды экспертов?

        Согласна с Петром, такие проекты без разработчиков не обсуждают.

        Попахивает ...)))

        • Игорь Сергеевич   написал для  Катерина # 05 февраля 2015 13:19 Ответить

          Катюша, специально для ВАС!!!! Чернов был на обсуждении!!!!

          • Катерина   написал для  Игорь Сергеевич # 05 февраля 2015 17:05 Ответить

            А вот врать совсем некрасиво. И где это Вы его увидели на этом заседании? Он наверное "на минуточку отошел".

            • Игорь Сергеевич   написал для  Катерина # 06 февраля 2015 17:09 Ответить

              ОН ТАМ БЫЛ ЛИЧНО!!!

              • Катерина   написал для  Игорь Сергеевич # 07 февраля 2015 15:33 Ответить

                С Вами сложно. Вам - про Фому, Вы - про Ерему. Оставайтесь при своем заблуждении.

      • Удалой   написал для  Игорь Сергеевич # 07 февраля 2015 15:53 Ответить

        Слушай, мужик. Отстань от девушки. Зайди на сайт, посмотри на Чернова, запомни, как он выглядит. Если не сможешь запомнить - напиши ему в личку, спроси. Если и это не поможет, тогда к доктору.

  • Аршин # 28 января 2015 20:21 Ответить

    Доктора - профессора, ну нет чтобы двоечников учить, Вы взялись судить интернет проект. Займитесь прямыми своими обязанностями. Не мешайте молодым пытаться развивать страну, раз сами не в состоянии ничего делать кроме как собирать такие капустники неудачников. Вы уж простите

  • Александр # 03 февраля 2015 15:42 Ответить

    Для сведения экспертов-патриотов. Кураторами "Boomstarter" являются телеканал "Дождь" и портал

    "Slon.ru" - откровенные враги России.

  • гость # 04 февраля 2015 18:55 Ответить

    Что значит без разработчиков не обсуждают?! Забавное заявление. По-моему здесь все понятно: кто чего хотел и что вышло. Прошло тдостаточно времени, чтобы понять, кто пра. Не так ли?

    • Веселый новосибирец   написал для  гость # 04 февраля 2015 22:58 Ответить

      «Напустил туману», конспиролог …

      Ребятам из «Планеты» будет нелегко найти деньги.

      С этим в России трудно. Потому и находимся там, где находимся.

      Хотелось бы, чтобы эксперты вели заинтересованный диалог с разработчиками.

      Думаю, польза была бы для всех. Глядишь, одним хорошим проектом стало бы больше.

    • Андрей   написал для  гость # 05 февраля 2015 12:03 Ответить

      Сам то понял, что написал? "Напустил туману", умник. Настоящие эксперты в первую очередь выявляют сильные стороны любого проекта. Для этого, собственно, и нужен заинтересованный диалог с разработчиками. В этом есть польза для всех. Не догадываешься, почему мы все сейчас находимся в известном месте?

      • Денис   написал для  Андрей # 05 февраля 2015 17:51 Ответить

        В точку. Проект-то на самом деле "лютый".

  • Анна # 07 февраля 2015 13:54 Ответить

    Была на сайте «Планеты городов». Скачала презентацию проекта. По-моему все понятно и с целями, и с задачами проекта. Как экономиста интересовали расчеты и бизнес-модель. Тут речь должна вестись не о 15 миллионах. Ребята пишут, что просчитали внутреннюю норму доходности и чувствительность проекта. Любой грамотный экономист знает, что для этого нужно хорошо знать рынок и организацию бизнеса. Уже есть предмет для обсуждения с ними. Почему эксперты этого не сделали?Они спрашивают: «Что получит город?» Правильный вопрос и по существу. Один пример. Разработчики пишут, что создадут 100 высокотехнологичных рабочих мест. Можно прикинуть, что только налогов по зарплате будет миллионов под 20 в год. Почему бы городу и не вложиться? Дело не только в деньгах. Сама идея единения людей очень своевременна. Пора бы нам начинать подставлять друг другу плечо, а не подножки. И это заседание экспертов лишнее тому подтверждение.

    • Удалой   написал для  Анна # 07 февраля 2015 16:30 Ответить

      Хорошо сказано. Только город в этот проект не вложится. Не тот масштаб. Вот если бы можно было "закопать" 750 миллионов как в технопарк или "увести" 1,5 тысячи квартир, тогда другое дело. А тут мелочь, "пилить" нечего.

  • Иван # 08 февраля 2015 13:19 Ответить

    Хотелось бы знать, видел ли Локоть проект «Планета городов» или его только свои рейтинги интересуют?

  • Елена # 08 февраля 2015 13:59 Ответить

    Господин Суслов, ну причем тут «самореклама авторов»? Парень просто рассказывает о своем проекте. Интересно смотреть. А какой замечательный клип с Машей! Да это настоящая звезда! Впору на ЦТ показывать. Вообще в проекте много тепла, уважения и любви к людям, к своему городу и стране. И это сделали наши новосибирцы!!! Тут гордиться надо и помогать.

  • Гость # 08 февраля 2015 21:38 Ответить

    Понятно же, что разработчикам деньги

    нужны, чтобы это все реально развивать. Но также совершенно понятно и другое: никто сегодня их не даст. 1.Денег нет. ". Смысл для города сюда вкладываться при обилии существующих раскрученных ресурсов?

    • Удалой   написал для  Гость # 09 февраля 2015 19:14 Ответить

      Открыл Америку. Ясень пень без денег нечего ловить. А что бюджет пустой – так воровать надо меньше. А спонсоры, меценаты на что? Или они бабки дают только на выборы мэра? Похоже, ты не знаешь, как получаются раскрученные ресурсы. И что там люди работают, тоже не знаешь. И не темни, говори прямо, о каких ресурсах пишешь.

      • Вероника   написал для  Удалой # 12 февраля 2015 12:04 Ответить

        Не бушуйте Вы так, берегите нервы. Вроде как власть должна поддерживать только знакомые ей ресурсы. Но «Планета городов» - это проект далеко не городского масштаба. Я бы на месте «БН» с«Планетой» задружила.

    • Анна   написал для  Гость # 10 февраля 2015 15:53 Ответить

      Понимаете, сейчас власть не может оставаться в стороне.

      Ведь кризис покажет, кто есть кто.

      Идут сокращения персонала, их будет все больше.

      Куда деться людям, потерявшим работу?

      Как власти будут обеспечивать социальную стабильность?

      На эти вопросы придется искать ответы. Рассчитывать на помощь федералов наивно.

      Нужно будет самим создавать новые рабочие места. В большинстве своем для бывших менеджеров, молодых специалистов.

      Нужно будет искать соответствующие проекты.Привлекать для их реализации заинтересованных людей. Многие «мега проекты» придется свернуть. Бизнес тоже будет искать возможности для диверсификации капитала. В этих условиях вложения в проект «Планета городов» очень перспективны. Инвестиции в 15 миллионов для создания 100 рабочих мест – это отличный показатель! Судя по всему, проект хорошо проработан, и находится на стадии завершения. К тому же актуален в качестве отличной площадки для поиска новых идей и привлечения инвестиций. Рынок же интернет услуг очень емкий и он стремительно развивается. На него есть смысл заходить именно сейчас. Поэтому не спешите с выводами.

      • Вера   написал для  Анна # 10 февраля 2015 18:56 Ответить

        Вы правы. У нас уже сократили 12 человек из 80. Все до 30 лет. Говорят, что в марте сократят еще. Молодежь пакует чемоданы.

  • Николай # 11 февраля 2015 14:58 Ответить

    Ну что эти эксперты могут понимать в бизнесе? Даже смешно)))) . Не помню кто сказал: «Ценен не «критик» и не «знаток». Подлинная заслуга принадлежит тому, кто творит реальные дела».

  • Макс # 12 февраля 2015 15:22 Ответить

    Проект норм. Интересная версия гибридной социальной сети. Парни уловили современный тренд. Палец вверх.

  • Евгений # 12 февраля 2015 21:22 Ответить

    Эксперты от БН. надо же разбираться в ресурсе, прежде чем делать такие выводы. Boomstarter - площадка для размещения в основном небольших проектов: фильмов, музыки и книг. Мы тоже там прокалывались в свое время (собрали 760 руб из 500 000 за 42 дня). Просто не туда залезли. Ребята, ищите частных инвесторов. Власть, конечно, могла бы вам помочь, но надежды мало. Хотя всякое бывает. Иногда среди них и продвинутые люди встречаются. Удачи!)))))

  • Руслан # 14 февраля 2015 10:34 Ответить

    Нормально так получается. Прилепил на заборе объявление: «Помогите собрать денег на протез». Никто не дал. Вывод экспертов – значит ты не хромой.

    • Макс   написал для  Руслан # 16 февраля 2015 14:31 Ответить

      Повеселил. А вот по логике члена -корреспондента, если две машины имеют по четыре колеса, и решают «сходные» задачи (возят людей), то ни одна из них не может быть уникальной. Вывод:«мерс» и «копейка» - это близнецы-братья. Незачет

  • Антон # 19 февраля 2015 11:19 Ответить

    «Мутная» какая-то статейка. «Вы стартуйте, а мы вам поможем ноги связать». Неужели ни один из экспертов не возмутился? Как это «проект особо никого не взволновал»? Чего же это вы собрались? Почему «не заметили» многих положительных отзывов на сайте «Планеты городов»? Там люди отовсюду пишут, даже из Украины, Казахстана, Израиля.

  • Михаил # 21 февраля 2015 11:47 Ответить

    На самом деле, понаставили каких-то минусов, и отправили куда подальше. Такие вот «старшие товарищи» и довели страну до ручки.

  • Василий # 25 февраля 2015 13:36 Ответить

    Рецепт блюда для лохов от Клуба экспертов и К.

    Сначала надо «насолить», «замутить» воду. Потом «подсластить», «приправить» пожеланиями, чтобы не так сильно пахло. «Перца» класть не надо, многим может не понравиться.

    Все, варево готово. Хлебайте))))))

  • Александр Николаевич # 28 февраля 2015 10:57 Ответить

    Стыдно за Вас, коллеги. В научном сообществе никогда не позволяли себе такого язвительного, снисходительно-нравоучительного тона в обсуждении проектов молодых авторов. Всегда старались найти в их идеях рациональные зерна, защищали их как свои собственные, находили недостающие аргументы и факты, анализировали их, помогая найти лучшие решения. И никогда не становились объектом манипулирования. Очень надеюсь на Ваше чувство собственного достоинства и профессиональную честность. В противном случае Вам просто не будут верить, а Ваши экспертные заключения перестанут кого-либо интересовать.

  • Александр # 28 февраля 2015 20:28 Ответить

    Госопода, раз пять внимательно перечитал этот текст. Критикующие, вы его хоть сами читали??? Там абсолютно нет критики Планеты городов, есть попытка просто разобраться!!! А ели эксперты чего-то не поняли, тк это не их вина, а заслуга авторов проекта. Ахахаххаха!

    • Антон   написал для  Александр # 01 марта 2015 11:40 Ответить

      И эта попытка удалась. Разобрались …

    • Василий   написал для  Александр # 02 марта 2015 14:15 Ответить

      Напрягался целых пять раз подряд и наконец до тебя дошло – оказывается разработчики сами «виноваты» в том, что их «неправильно поняли». Это как на Донбассе – ополченцы сами себя убивают. У кого учился валить с больной головы на здоровую?

      • Александр   написал для  Василий # 02 марта 2015 16:59 Ответить

        Для того, чтобы участвовать в распиле бюджета, надо голову иметь. Ахахаха

        • Василий   написал для  Александр # 02 марта 2015 17:56 Ответить

          Веселый ты парень, изворотливый. Судя по всему с проектом не знаком, но выводы делаешь однозначные. По ходу и других людей пытаешься опустить, получаешь удовольствие. Это называется мазохизм. Таблетки уже не помогут, работай над собой.

          • Александр   написал для  Василий # 03 марта 2015 09:49 Ответить

            Ваша нервность говорит о том, что я прав. Если вы такие энтузизисты, работайте бесплатно и не обвиняйте в своих неудачах северное сияние

            • Василий   написал для  Александр # 03 марта 2015 14:08 Ответить

              Диагноз подтвердился. Прощай

  • Удалой # 03 марта 2015 15:34 Ответить

    Саня дело говорит. У одного - проект, у другого - бюджет, а «пилить» нужно вместе. Бизнес по-нашему. Но как-то муторно на душе.

    • Денис   написал для  Удалой # 03 марта 2015 19:15 Ответить

      Чувак! Тебя колбасит не на шутку)))) Выбери что-нибудь одно. Поверь, так легче жить.

      • Удалой   написал для  Денис # 03 марта 2015 21:53 Ответить

        Спасибо за совет. Че-то меня понесло...

  • Виктор # 06 марта 2015 01:36 Ответить

    Не было у экспертов никакого позитивного посыла.. C самого начала обсуждения был понятен окончательный «приговор». В конце «объективный» журналист «подсластил пилюлю». Хотели бы разобраться по-настоящему, пригласили бы авторов и поговорили на равных. По крайней мере так было бы честно.

  • Владимир Иванович # 10 марта 2015 19:58 Ответить

    Что вы знаете о малых городах? Я сам родом из Искитима. Убогие городские сайты, где чиновники без конца «режут ленточки», а депутаты не покладая рук «трудятся на благо народа». Молодежь туда вообще не заходит. Таких городов в России сотни. И все они как бы на отшибе. Провинция одним словом. А на «Планете городов» можно и свой город показать и на других посмотреть, поучиться хорошему, заняться делом, а не гоняться за халявой. Хоть бы молодые люди почувствовали себя нужными своей «великой» стране. Это касается всех. Вот и все, без лишних слов

  • Макс # 12 марта 2015 10:36 Ответить

    Пусть лучше эксперты ответят на простой вопрос: «А что делать молодежи в России?»

  • Татьяна Петровна # 12 марта 2015 13:13 Ответить

    .У нас в подъезде сосед за стенкой, физик-ядерщик работает во Франции, другой тоже года три тыкался, тыкался со своим проектом, сейчас правда в Яндексе работает в Москве, третий биолог по контракту в Японии, пишет матери, что не вернется. Мой тоже собрался. Это ж сколько их по всей России наберется? А за границу дураков не берут. Выходит не нужны России талантливые ребята. Нет тут для них ни заботы ни работы

  • Елена # 13 марта 2015 23:55 Ответить

    Я работаю в языковой школе. Уважаемые эксперты, пойдите и спросите студентов, зачем им нужен иностранный язык? Можете и не ходить, догадаться не трудно…. Молодежи нужно помогать реальным делом, а не пустыми наставлениями, потому что именно ей придется создавать все новое. Как я понимаю, в этом и состоит главная идея этого проекта

  • Лёха # 15 марта 2015 14:46 Ответить

    А папаша-то с поднятым вверх пальцем похоже коньячку накатил. Вещает))))))))))))))))))))))))

  • Антон # 17 марта 2015 13:30 Ответить

    Чтобы власть да дала денег молодежи на развитие бизнеса? Не смешите мои тапочки. Пусть эксперты сами попробуют на 60 тысяч открыть свое «дело» или на грант в 150 тысяч создать, к примеру, такой портал. Чё смеяться-то. Для начала пусть узнают, сколько стоит разработка дизайна, ПО, 1 секунда анимации, съемки и прочего. Ведь не рубят ни в чем, а советуют.

  • Светлана # 19 марта 2015 11:31 Ответить

    . Не хотела писать, но истина дороже. Мы тоже отслеживаем своих конкурентов и это нормальная практика для любой компании. Ненормально только использовать запрещенные приемы. «Планету городов» увидела в You Tube и поняла, что проект заслуживает пристального внимания.. Понятное дело, что презентация проекта – это только верхушка айсберга. Начала разбираться в деталях. Каюсь, решила проверить ребят на «вшивость» и запросила у них программу подготовки персонала, которую они анонсировали на своем сайте. К моему удивлению, Павел мне ее выслал, и потом даже «отфрендил» один нужный мне курс. Никак не ожидала увидеть программу из 8 базовых курсов и 4 пост-курсов, написанную таким простым и понятным языком. Сейчас у себя в компании внедряем систему KPI по их курсу. Все работает!!! Думаю, что экспертам нужно вернуться к серьёзному обсуждению, если, конечно, Новосибирск хочет стать инициатором важного начинания.

    • Игорь Сергеевич   написал для  Светлана # 19 марта 2015 11:46 Ответить

      Светлана, а как компания называется? Интересно очень

Добавить комментарий

Оставьте свой комментарий