Проблемы военной подготовки студентов ВУЗов Новосибирска

Военная подготовка студентов в ВУЗе до 2008 года являлась неотъемлемой составляющей учебного процесса, возможностью подготовиться к исполнению ими конституционного долга. Возрождение бездумно утраченного наметилось буквально по горячим следам: как одно из поручений Президента Российской Федерации от 13.02.2014 г. № Пр-349 министерству обороны и минобрнауки, в рамках реализации Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и воинской службе».

Задумка великолепна: минимизировать затраты государства, организовав военную подготовку студентов по программам подготовки офицеров и сержантов на контрактную службу, офицеров, сержантов, солдат запаса на существующих военных кафедрах, военно-учебных центрах далее ВУЦ) при ВУЗах (72 шт.), а также в межвузовских учебных центрах, на военных кафедрах военных училищ. Организация военной подготовки планировалась в три этапа: на первом этапе — с 1 сентября 2014 г. — требовалось организовать учебу студентов по программам подготовки офицеров, сержантов и солдат запаса на имеющихся военных кафедрах и ВУЦ. В ходе второго этапа — с 1 сентября 2015 г. — обучать студентов в межвузовских центрах военной подготовки, создаваемых на базе профильных кафедр. К ним «прикрепить» близлежащие вузы, а при необходимости и высшие учебные заведения минобороны. На третьем этапе — с 1 сентября 2016 года — армейской подготовкой охватить всех студентов, создав филиалы межвузовских центров военной подготовки.

Сказать, что ничего не делается по реализации поручения президента нельзя. Так, 23.11.2016 г. в Москве в министерстве обороны при участии министра обороны РФ, заместителя МО РФ генерала армии Панкова, начальника Главного управления кадров (ГУК) ВС РФ, специалистов министерства образования состоялся сбор «Военное образование — на службе Отечеству» с участием начальников военных кафедр и учебных военных центров (ВК И УВЦ) при гражданских ВУЗах.

Внесены соответствующие изменения в ФЗ «Об образовании». Госдума приняла изменения в Федеральный закон № 53-ФЗ от 26.07.2017 г. «О воинской обязанности и военной службе» ст. 20 (п.п. 1, 2), устанавливающие возможность «проводить обучение граждан, обучающихся по очной форме в федеральной образовательной организации высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса в военных образовательных организациях высшего образования». Успешно проведены эксперименты по проведения военной подготовки студентов по программам подготовки офицеров, сержантов, солдат запаса на базе военных ВУЗов и академий.
Но прошло почти четыре года! Программа обязана была быть реализована, а на деле проводимые мероприятия напоминают разовые акции, больше рассчитанные на рекламу, а не на создание системы военной подготовки. Федеральный закон гарантирует право каждому студенту ВУЗа при соблюдении им определенных условий пройти военную подготовку, а в пояснительной записке к закону отдельно оговаривается, что «новая форма обучения не предусматривает увеличения количества обучающихся, а будет реализовываться в параметрах кадрового заказа на подготовку солдат и сержантов запаса». Это что-то из системы военного управления: «Стой там, иди сюда. Отойди в сторону, не мешай».

Как следует из выступления министра обороны на военной коллегии МО РФ 24 марта 2017 г., он в курсе происходящего. Основной упор, по словам министра, делается на обучение молодых людей по наиболее сложным и востребованным в армии и на флоте военно-учетным специальностям. Параллельно генералы добиваются еще одной цели - за счет «вузовского ополчения» поддерживают необходимый стране мобилизационный людской ресурс. «При этом важно, что студенты имеют возможность получить военную специальность без отрыва от основных занятий».

Министр напомнил, что в прошлом году в соответствии с распоря-жениями правительства РФ в гражданских вузах России было образовано пять военных кафедр, в том числе в Симферополе - при Крымском феде-ральном университете и в Севастопольском госуниверситете. «К нам по-стоянно обращаются депутаты Государственной Думы, члены Совета Фе-дерации, руководители федеральных органов исполнительной власти, представители различных общественных организаций с просьбами от-крыть военные кафедры в гражданских учебных заведениях», - не скрывал министр обороны. По его мнению, военные кафедры значительно повы-шают престиж, статус и конкурентоспособность образовательных органи-заций. А потому важно, чтобы решение об их создании принималось кол-легиально. Такой подход, уверен Сергей Шойгу, позволяет сделать выбор учебных заведений более объективным.
Вне всякого сомнения, министр обороны прав: создание военных кафедр – достаточно дорогостоящее мероприятие. С другой стороны, зачем изобретать велосипед? Зачем создавать структуры при наличии военных училищ, крупных воинских частей и соединений, тем более, что привлечение их к военной подготовке студентов определено нормами закона.

Не государственная тайна, что вооруженные силы страны, после деятельности «успешного менеджера» испытывают огромную нехватку командного состава по всем родам и видам войск. Специфика военной службы такова, что во времена СССР при несоизмеримо большем по сравнению с нынешним количеством военных училищ, одно училище по роду войск работало на восполнение текущей убыли. Ничего не изменилось, некомплект и убыль остаются прежними проблемами. Чем можно объяснить столь медленное претворение в жизнь поручения президента по укомплектованию войск командным составом, созданию мобилизационного ресурса? Верны ли расчеты, надлежащая ли стратегия выбрана по подготовке мобилизационных ресурсов? Командного состава много не бывает!

Как видится автору, взгляды и понятия на свое предназначение «девочек и мальчиков», «зеленых человечков» в министерстве обороны не претерпели глубоких изменений. Кто-то должен им разъяснить, что «они для армии, а не армия для их вполне обеспеченного бытия». Главное управление кадров МО РФ придерживается заскорузлого убеждения, что «студенты за счет военной подготовки при ВУЗах пытаются уклониться от службы в Вооруженных Силах». И здесь требуется прямо сказать, что это не государственный подход к поставленной задаче.

Руководство ВУЗов придерживается позиции министра обороны ге-нерала армии Шойгу С.К., что «военные кафедры (возможность получить военную подготовку) значительно повышают престиж, статус и конкурен-тоспособность образовательных организаций». И право пройти военную подготовку будут иметь все студенты ВУЗов, но пройдут, только, не по-стесняюсь сказать, «избранные», отвечающие конкретно определенным за-коном требованиям.

И если для гражданских содержание понятия «военная подготовка сержанта и солдата запаса» ассоциируется с чем-то академическим, то лю-бой кадровый военный знает, что это обыденная деятельность офицеров звена: командир взвода — командир роты. Не надо создавать мираж про-блемы в вышеуказанной военной подготовке для непосвященных.

Утверждать, что лучшую военную подготовку получают призываемые на срочную службу студенты по призыву на 12 месяцев несерьезно. Тем более, что призыв выпускников ВУЗов повсеместно осуществляется без учета их базового образования, что соизмеримо с растопкой печи банкнотами. Использовать человека с высшим образованием в качестве дневального «на тумбочке», специалиста по уборке территории от снега, листьев, мусора и т.п., сравнимо с преступлением.

Студенты, имеют более высокую общеобразовательную подготовку, их мотивация в освоении военной подготовки, «перспективы» в случае недобросовестного освоения, более чем убедительны. Все остальное зависит от уровня организации военной подготовки командно-преподавательским составом конкретной кафедры или военного училища, что контролируемо.

Что мешает кадровым работникам, покинуть кабинеты, и убедить получивших военную подготовку студентов, уже выпускников ВУЗов, продолжить службу по контракту? Здесь важно понять, что главное в рассматриваемом вопросе. Военная подготовка – это приложение к базовому образованию (специальности), полученному студентом в ВУЗе, применение которому необходимо найти в министерстве обороны. Именно это образование должно быть ВОЕННО-УЧЕТНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЬЮ (ВУСом), прошедших военную подготовку, а не спецподготовка в количестве 62 часа из 300 для сержантов запаса, и 62 часа из 225 для солдат запаса, предусмотренные программой, как это учитывается в настоящее время.

Трудоустройство выпускников ВУЗов с военной подготовкой сержантов и солдат запаса в государственные структуры (прокуратура, судебная система, госслужба и др.) не должно вызывать у ГУК МО РФ чувства «ревности», а наоборот, чувство гордости за свой вклад в общее государственное дело подготовки высококвалифицированных кадров, стремление к практической работе по мотивации выпускников ВУЗов с военной подготовкой к службе по контракту.

Хотелось бы остановиться на упорстве ГУК МО РФ, с которым сталкиваются руководители ВУЗов Новосибирска, при попытке организовать военную подготовку студентов. Из всех ВУЗов военная подготовка студентов проводиться только в СибГУТИ. Специфика университета, отсутствие базы не позволяют рассматривать его в качестве межвузовского центра. В то же время в городе дислоцируется Новосибирское высшее военное командное училище МО РФ. В структуру училища входит Центр подготовки младших командиров. НВВКУ – училище с 50-тилетней историей, великолепной учебно-материальной базой, высококвалифицированным командно-преподавательским составом.

Все попытки организовать военную подготовку студентов близ лежащих гражданских ВУЗов (НГУ, НГПУ) на базе НВВКУ, сталкиваются с титаническим сопротивлением надвузовских структур: ГУКа МО РФ, Главкомата СВ МО РФ. Собственническое отношение к вопросу, решение программы военной подготовки с минимальными экономическими затратами, отсутствие необходимости создавать и дублировать структуры в ВУЗах, при имеющихся в училище, никого не убеждают. Что стоит военная подготовка 2-4 взводов (50-100 студентов, ежедневно – один взвод), при том, что в былые времена на базе училища проходили обучение до 2500 человек?

Отсутствует понимание того, что сближение студентов с курсантским составом, более тесное сотрудничество профессорско-преподавательского состава НВВКУ, НГУ, НГПУ принесет наибольшую пользу НВВКУ. Академик Лаврентьев, сыгравший решающую роль в размещении училища в Академгородке, выделивший под него здание физико-математической школы в 1967году, руководство министерства обороны вероятно несколько иначе рассматривали сотрудничество и выполнение общегосударственных задач.

Просмотров:1985 Комментариев:2

Автор: Сергей Иванов

Дата публикации: 15 декабря 2017 12:53

Источник: Большой Новосибирск

Комментарии

  • николай # 15 декабря 2017 12:55 Ответить

    Явно надо училище привлекать! Может, и "пиджаков" добавят?

  • ветеран # 15 декабря 2017 12:57 Ответить

    Военная кафедра - это просто петросян в погонах. Надо всем служить!

Добавить комментарий

Оставьте свой комментарий