Михаил Щукин: «Я пишу о любви к родной земле!»

Известный новосибирский писатель Михаил Щукин, в октябре ставший главным редактором старейшего в России литературно-художественного журнала «Сибирские огни», написал новый роман. Он, как и прежние его произведения, посвящен истории страны и родного города. Роман «Покров заступницы», выпущенный московским издательством «Вече» рассказывает о событиях и людях непростого времени — нелегкого для страны периода после поражения в Русско-японской война и первой русской революции.

Михаил Щукин рассказал о «Покрове заступницы» на встрече с читателями:

- Скажу кратко — этот роман о любви. Как это не покажется странным, здесь не только сюжетная любовная линия, но и любовь к людям, к родной земле, Родине, к жизни. В конце романа один из действующих героев, бывший охотник (а так называли на русско-японской войне добровольцев, которые выполняли специальные задания, по сути это был спецназ), тунгус по национальности ведет свою мелодию. А когда поручик Кричицкий спрашивает его: «О чем ты поешь?», Тунгус ему отвечает: «Жизнь пою, снег пою, солнце пою». Мне кажется, в этом и таится содержание романа.

Сюжет развивается стремительно, с самых первых страниц, он вовлекает читателя в события, заставляет сопереживать, сочувствовать героям, буквально жить рядом с ними. Именно такие чувства охватывают, когда читаешь письма сельской учительницы Варвары Нагорной к своему возлюбленному Владимиру Геацинтову.

В архивах Синода я обнаружил совершенно потрясающую вещь: Дневник сельской учительницы, который называется «Слава Богу за все». Он был написан в 1915 году и готовился к печати, но рукопись эта никуда не попала. Мы ее в свое время напечатали в журнале «Сибирская горница» и даже отдельным изданием. Этот образ учительницы постоянно во мне жил. Затем мне попалась повесть Георгия Гребенщикова, который оказался в эмиграции в Америке. Там он пишет воспоминания о своей учительнице. Учительницы как правило, оставались одинокими всю жизнь, они служили только детям. Из этого ощущения и родился образ Варвары Нагорной.

Офицеры появились на страницах романа неслучайно. Меня эта тема волновала давно. Одно дело воевать в армии, когда у тебя есть начальники, приказ, противник. Другое дело сохранить верность и честь, когда над тобой нет этих начальников, когда армии нет, а вокруг иная и непонятная жизнь. И тогда человек делает выбор. Дело в том, что выбор, который был сделан моими героями, заканчивается трагически.

Более того, в историческом смысле, это -- тупик. Они понимают свой долг, свое служение и они сознательно на это идут. В этом и есть суть русского офицерства. Один из героев — поручик — рассуждает о том, что для верующего человека важнее всего совесть, то есть совесть это Бог, который читает твои тайные мысли и ты ответственен перед совестью, перед Богом. А для военного человека превыше всего долг, присяга. Я старался вложить всю любовь к этим людям. Герои всегда идут от какого-то документа, исторического факта, потом уже начинает складываться сюжет. Документы, с которыми я познакомился, еще больше меня укрепили в этой любви к русскому офицерству, русской императорской армии.

Образ Богородицы был очень почитаем на Руси — это образ матери. И не случайно Покров связан с именем Богородицы. Именно Покров замыкает сельскохозяйственный крестьянский год. Все убрано и наступает время подумать о жизни, подумать о высшем. Чистота первого снега, чистота материнских помыслов, которые всегда заключаются в сохранении своих детей… Удивительным образом с этим совпадает и пора свадеб, которые всегда были в это время на Руси. Все совпадает в единый ряд, из которого нельзя ничего изъять. Это и есть ощущение прекрасного русского мира, где соединяется и земное, и небесное, потому что именно Покров, который распростерт над каждым из нас, сохраняет нас в этой смутной жизни.

Мы зачастую его не видим, находясь в суете, зачастую забываем о том, что он сушествует, а иные даже и не догадываются, что он есть. Но, тем не менее, над всеми верующими этот Покров есть и он дарует всем нам надежду, потому что надеждой жив человек. Вот это все и руководило мной, когда я писал эти страницы, а по большому счету, конечно хотелось, чтобы не только над этим местом в деревне Покровке, но и над всей наше Россией был Покров, который бы мы сами смогли уберечь и который бы смог нас укрыть в годину грядущих испытаний.

Если изучать историю, которая сложилась в стране после 1905 года, то невозможно обойти такое явление, как Союз русского народа. Что это такое было, какие люди в нем состояли? К сожалению так получилось, что в советское время было клеймо, но самое удивительное то, что это клеймо на Союзе русского народа было и в царской России. Не менялись даже формулировки…

Союз русского народа возник после Манифеста 17 октября «О даровании свобод», который издал Николай I. I. Власть практически была парализована, никто не знал что делать. Людей убивали без суда и следствия. И убивали не правительственные войска, а взбунтовавшаяся толпа. Как ответ на безобразия в государстве, как спасение и создается Союз русского народа. Казалось бы, Союз должен был получить всемерную поддержку, и он ее получил от государя, но элита того времени его отвергла. Потому что Союз русского народа утверждал те принципы, на которых всегда стояла Российская империя. А сложившейся разбогатевшей элите этого не хотелось. Их уже не устраивала воля государя, их сам Государь не устраивал.

И революцию, по большому счету, не большевики совершили, а элита того времени. Обо всем этом мои герои рассуждают, думают, мучаются. Они не могут найти ответа, они его еще не знают -- это нам с высоты прожитого ответы очевидны, а для них это были потемки. В этом вся трагедия и заключается. Сам Союз русского народа на момент своего создания и первых съездов был самой массовой организацией в Российской империи и в него входили не последние люди… Это и Иоанн Кронштадтский, которого называли молитвенник Земли русской, и бывший командир крейсера «Варяг» Руднев, вдова и дочь Достоевского, писатель Сытин, создатель первого русского национального оркестра Андреев и другие. Этих людей что-то привело туда. Я для себя открыл удивительную вещь: владыка Варфоломей, который возглавлял кафедру в Новосибирске во время Великой Отечественной войны, до революции служил в Тифлисе и во всех биографиях пишет, что был ранен грузинским националистом. И только работая с материалами, я обнаружил факт, что он был членом Союза русского народа и был ранен именно за принадлежность к нему.

Сам Союз, начинавшийся столь мощно, по чисто русской традиции развалился -- вначале на два союза, потом на три и т. д. Не состоялось объединение на этих принципах, потому что как говорит один из героев: «Вроди бы и пошли ровным шагом, а потом в каждой шеренге стал обнаруживаться свой вождь и каждый говорил, что его правда только истинна и верна. Это наша русская трагедия. Мы даже перед лицом опасности не можем объединиться. Вот это я и попытался показать на конкретных судьбах и конкретных людях.

Просмотров:2581 Комментариев:0

Автор: Владимир Кузменкин

Дата публикации: 20 ноября 2014 09:02

Источник: Большой Новосибирск

Комментарии

    Добавить комментарий

    Оставьте свой комментарий